В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Телефона у Лёвы не было и одноклассники решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Ребята поздоровались и спросили: "Почему Лёва не ходит в школу?" Мама печально ответила: "Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может."
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил: "А мы его по очереди в школу водить будем."
— И домой провожать.
— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим! Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Ведь для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. Зимой ребята стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты.
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. Показателен следующий случай: идёт лекция, все слушают не очень внимательно, вдруг раздается голос Лёвы: «Профессор, вы ошиблись на чертеже!» Оказывается, он, будучи слепым, «слышал» расстановку букв на чертеже и понял, что там "не всё в порядке".
Лекции в университете Лёва не записывал, а запоминал и потом ночами, лежа в постели, восстанавливал услышанное в памяти, продумывал их.
Лёва был необыкновенным другом. Он не просто соглашался помочь — чужие проблемы он усваивал, как свои, всё время думал, как разрешить их, пробовал различные пути, не жалея ни сил, ни нервов. В борьбе с физическим увечьем формировался его характер. Он не пользовался приспособлениями для слепых — к примеру, книгами с особым шрифтом. Предпочитал ходить один, без помощи других, падал, ушибался, у него постоянно были рубцы и ссадины на лице. Не боялся экспериментов в жизни. При помощи друзей он научился кататься на лыжах и полюбил лыжные прогулки, потом научился кататься и на коньках, плавал на байдарке.
Лёва сумел полностью избежать психологии в чём-то неполноценного человека - из близко знавших его никто никогда не думал о нём как о слепом.
После института Лёва продолжил учиться, поступил в аспирантуру и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не честь людей, находившихся рядом с этим удивительным человеком, и ПРОЗРЕВШИХ ДЛЯ ДОБРА.
Лев Семёнович Понтрягин (1908-1988) — советский математик, один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССР, потерявший в 14 лет зрение. Он внёс значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. В теории управления Понтрягин — создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит принцип максимума Понтрягина; имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире.